субота, 20 грудня 2014 р.

Идеология ОУН и фашизм: друзья, враги или попутчики?





В истории большинства стран есть свои “болезненные” вопросы, которые не очень хочется поднимать. Как свидетельствует практика, лучший вариант – поднять вопрос и решить его при участии всех идущих на контакт сторон.  

Пример Германии показывает: даже самые страшные страницы из прошлого можно убрать из списка “неприятных”, если стороны умеют прощать и просить прощение. Так, например, стоящий на коленях перед памятником жертвам нацизма в Варшавском гетто Вилли Брандт (Канцлер ФРГ 1969-1974 гг.) не просто удостоился Нобелевской премии мира, но и оставил своей стране хорошие отношения и с Польшей и с Израилем. А с большинством немцев можно спокойно заговорить на тему Второй мировой войны и Вы ощутите их осуждение тех страшных событий.


 Не обошли подобные проблемы и Украину. У нас есть своя история, по поводу взгляда на которую нет единства в обществе. И не ясно, то ли Украина не очень хотела поставить окончательную точку в подобных вопросах, то ли не интересовались сами люди, то ли свою роль сыграла пропаганда и ее искривление фактов… А как результат: некоторые украинцы, к несчастью, пользуются мифами и стереотипами, дающими ложное представление об истории их собственной страны.

Одна из таких тем, а именно украинский национализм, опять всплыла во время событий Евромайдана, когда протестующие  довольно часто использовали красно-черные флаги, что, к сожалению, не внесло достаточного вклада в понимание людьми, что за этим стоит. Не смотря на все большее позитивное отношение к красно-черному флагу, большинство украинцев так и не узнали его суть и почему людей, стоявших рядом с ним, в соседней стране теперь называют “фашистами” и “бандеровцами”.


В данной статье мы попробуем раскрыть следующие аспекты:
·                     Что такое фашизм
·        Фашизм с точки зрения науки
·        Искривление понимания фашизма
·        Фашизм как историческое явление
·        Краткая предыстория украинского национализма
·        Идеология ОУН с точки зрения исследователей
·        Документы самой ОУН про идеологию ОУН
·        Так все-таки фашисты или нет?

Данная статья
·        НЕ претендует на абсолютную истину
·        НЕ является полным ответом на поставленный вопрос
·        НЕ представляет в полной мере все факты и аргументы
а всего лишь хочет дать четкий и относительно краткий ответ на поставленный вопрос: почему же между фашистской идеологией и ОУН столько схожего и почему в этом нет ничего плохого.


Что такое фашизм

Когда Вы слышите слово «фашизм», скорее всего, Вы представляете абсолютное зло – концлагеря, убийства, войну. Фашизм, фашисты – эти слова используются в качестве универсальной «страшилки» как в Европе, так и на просторах бывшего СССР. Здесь можно выделить два подхода к определению этого термина, условно советский и европейский (либеральный).

Советский подход под словом «фашизм» в первую очередь понимал жестокость, преступность. Это можно легко объяснить – жители СССР как никто почувствовали на себе, как осуществляется фашистская (хотя правильно - нацистская) идеология на практике. Западная и Северная Европа, оккупированная Третьим рейхом и его союзниками, никогда не сталкивалась с преступлениями того масштаба, какие творили нацисты в Восточной Европе. Расизм, антисемитизм, массовые убийства здесь, несомненно, достигли своего апогея. Это тоже можно проследить в повседневной жизни. Кого могли назвать фашистом в СССР? Например, подростка, который жестоко обращался с животными. Хулиганов, которые приносили какой-то вред. Также советская пропаганда времен Холодной войны называла фашизмом всех, кто, по ее мнению, угрожал СССР и его сателлитам. Фашистскими были режимы ФРГ, США, Израиля, Великобритании и так далее. Конечно, фашистскими также были все национально-освободительные движения в СССР и за его пределами, которые отбрасывали идеологию коммунизма. Итак, фашизм «по-советски» - это акцент на жестокости и отрицании коммунизма.

Обыгрывание темы фашизма в советской пропаганде


Европейский подход к употреблению слова «фашизм» в первую очередь апеллирует к нетолерантности, дискриминации, которая, несомненно, была важным элементом фашистской идеологии. В этом смысле европейцы обычно смотрят глубже. Именно нетерпимость и дискриминация были причиной массовых убийств и жестокости. Однако иногда европейцы доходят до абсурда в поиске фашизма там, где его нет. Знакомую авторов называли расисткой только потому, что она признавала существование рас как таковых. Как оказалось, расизм (читай фашизм) - это любое выделение людей в группу по каким-либо совместным физическим признакам. Например, цвет кожи. Или рост. Ярлык «фашист» может быть навешен на любого, кто хоть немного оперирует националистической риторикой. Поэтому европейцы так просто называют украинские правые партии «фашистскими»: подчеркиваешь роль одной нации в государстве – значит, дискриминируешь другие, а это уже фашизм. Итак, фашизм «по-европейски» - это любые формы жесткой дискриминации.

Но нужно разобраться, что же такое фашизм на самом деле. Это слово настолько обросло пропагандистскими и штампованными смыслами, что совершенно потеряло свое первоначальное значение. По нашему мнению, это недоразумение стоит исправить. Авторы предупреждают: эта статья никоим образом не стремится оправдать преступления фашизма или реабилитировать диктаторов давно минувших дней. Это скорее попытка очистить его от пропагандистского наслоения. Попытка заставить читателя думать, а не оперировать идеологическими штампами.

Фашизм (от итальянского fascio - пучок, связка) - это идеология, которая проповедовала национальное единение как способ преодоления классовых противоречий, отказ от либеральной демократии в пользу сильного государства, которое контролирует все сферы общественной жизни. Если описать это в простой формуле, то фашизм = антидемократичность + национальное единство. Подобное определение автор услышал от известного украинского профессора-историка Виталия Нахмановича во время дискуссии об Украине в мировых войнах.

Ликторская фасция - древнеримский символ военной мощи

Фашизм возник в Италии как реакция на угрозу распространения коммунизма после Первой мировой войны. Коммунизм брал за основу классовые противоречия, которые должны были решиться в пользу рабочих и крестьян. Фашизм считал, что эти противоречия можно преодолеть, объединившись всей нацией для создания сильного государства.

Теоретиком итальянского фашизма стал Джованни Джентиле. Однако теоретика фашизма как общеевропейского явления не было вообще. Это отличает фашизм как явление от того же коммунизма, у которого были Маркс, Энгельс и Ленин, несмотря на то, где коммунистический режим устанавливался - в России, Корее или на Кубе. Поэтому, когда мы говорим о чертах фашизма как такового, то это скорее «сборная солянка» черт всех авторитарных режимов Европы 20-40-х годов ХХ века.

Кадр из фильма Лени Риффеншталь "Триумф воли"


Что же это за черты такие? Во-первых, это общие характеристики всех тоталитарных режимов, которые выделяет политическая наука:

  • Однопартийная система, подавление любой политической оппозиции;
  • Культ вождя, модель сильного лидера;
  • Официальная государственная идеология и мощная пропаганда;
  • Этатизм, государственное вмешательство в экономику и другие сферы общественной жизни;
  • Важная роль репрессивного аппарата, поиск внутренних врагов, массовые репрессии;
  • Ликвидация плюрализма, гражданских прав и свобод, засилие цензуры;
  • Милитаризм и экспансионизм (стремление к расширению территории).



Но такие черты присущи и сталинизму и японскому милитаризму. Поэтому назовем еще несколько особенностей собственно фашистского режима, которые выделяют ученые Е.Смит и Х.Арендт:

  • Антикоммунизм;
  • Милитаристский национализм, возвышения роли нации;
  • Построение корпоративного государства;
  • Элитизм, вера в естественную социальную иерархию (социал-дарвинизм).



Именно в то время в Европе авторитарно-фашистских движений было достаточно. В той или иной степени фашистскими были режимы в Испании, Италии, Германии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Словакии, Литве, Латвии, Эстонии, Португалии, Хорватии и др. Популярными также были фашистские партии, находившихся как у власти, так и в оппозиции к правящим либеральным партиям.

Фашистские режимы создали НСДАП (Национал-социалистическую рабочую партию) Адольфа Гитлера в Германии, Союз фашистов Италии Бенито Муссолини, Партию Фаланга Франсиско Франко в Испании, «Железнаю гвардию» Корнелиу Кодряну в Румынии, «Скрещенные стрелы» Миклоша Хорти в Венгрии, Отечественный фронт Энгельберта Дольфуса в Австрии, Национальный союз Антониу Салазара в Португалии.

В оппозиции находились «Аксьйон франсез» и «Огненные кресты» во Франции, Британский союз фашистов Освальда Мосли, Рексистская партия Леона Дегреля в Бельгии.

Лидер британских фашистов Освальд Мосли на марше


ОУН, конечно, была детищем своего времени. Партии с националистической идеологией в 20-30-е годы ХХ века трудно было не позаимствовать некоторые черты фашистской. Более того, ОУН можно назвать фашистской с точки зрения обеих пропагандистских подходов - советского и европейского так как ОУН отвергала коммунизм и возвышала роль нации в будущем Украинском Соборном государстве. Но, если разобраться подробнее, такие мировоззренческие основы ОУН вряд ли можно осуждать.



Идеология ОУН (Б)

Предыстория:

Организация Украинских Националистов была основана в 1929 в г. Вене на основе объединения нескольких националистических групп. Сильное влияние на создание ОУН оказали идеи из работы уроженца г. Мелитополя Дмитрия Донцова - "Национализм" (1926). Членами ОУН стали люди, которые не смирились с поражением проукраинских сил в 1917-1921 гг. и были наиболее радикально настроены среди всех других носителей идеи независимой Украины. 
Главой ОУН стал полковник Армии Украинской Народной Республики Евгений Коновалец.

После убийства Е. Коновальца в 1938 г. в ОУН обострились трения между молодыми и старшими членами организации, а также поднимался вопрос конроля высшим руководством исполнительных органов ОУН на местах. 
В 1940 г. ОУН раскалывается на две отдельные организации - ОУН Бандеры (ОУН Б) и ОУН Мельника (ОУН М).

Стоить отметить, что украинское движение сопротивления было представлено разными группами. И хоть наибольших успехов смогли достичь именно ОУН(Б), следует также вспомнить про существование ОУН(М), Украинской Национально Революционной Армии (УНРА) Тараса Бульбы-Боровца, прогетьмановского Фронта украинской революции, республиканцев-УНР-овцев и др. Большинство этих групп ОУН(Б) удалось "подмять" под себя, создав тем самым более менее единое представительство украинского движения сопротивления.
Боевые части ОУН(Б) получили позже название Украинская Повстанческая Армия, дата создания которой традиционно отмечается 14 октября. 
Участники Великого Конгресса в Вене, 1929


Вопрос об идеологии ОУН является достаточно сложным и неоднозначным, но все ж таки давайте попробуем разобраться. 

Первая сложность состоит уже в том, что ОУН, как целостная организация, существовала недолго, а фактически - такой никогда не была. Сразу же после ее создания начались споры между Проводом ОУН (высшее руководство) и Крайовою екзекутивою ОУН (исполнительные структуры на местах), которые были почти независимые от центра. Такая борьба за влияние на структуры на местах закончилась после смерти Е. Коновальца (1938) распадом ОУН на две группы - Мельника и Бандеры. А в 1943 г., когда ІІІ Сбор ОУН(Б) одобрил новую Программу и организация отошла от своей жесткой довоенной линии тоталитарного национализма, от нее откололась часть членов по идеологическим причинам - так называемые “двійкарі”. 





На Конгрессе в Вене 1929 г. были оформлены определенные идеологические основы, которые, правда говоря, почти не отличались от любого другого национализма, а значит не могут считаться оригинальным продуктом ОУН. 
Единого понятия "идеология ОУН" не существует: взгляды украинских националистов менялись в течении времени, а сама организация была расколота на разные части, каждая со своей программой и мировосприятием. 

Д. Донцов, икона бандеровцев, и О. Телига, авторитетная личность среди мельниковцев

Идеология ОУН: исследователи

На основании чего можно сделать выводы про идейные основы ОУН(Б)? Мы решили  ссылаться на труды исследователей украинского национализма  Дж. Амстронга и О. Мотыля. Если же объединить взгляды обеих исследователей, то вырисуются следующие составляющие:
  • Главная цель – создание Украинского соборного государства путем национальной революции;
  • Нация – наивысшая ценность, необходимость единства всех ее представителей;
  • Тотальное политическое доминирование ОУН – существование других политических сил должно было быть запрещено, а следовательно антипарламентаризм и откидывание идей демократии;
  • Милитаризм и культ действия, войны и насилия;
  • Коллективизм – потребности коллектива первичны над потребностями личности;
  • Традиционализм - обращение к культурным, историческим и религиозным корням;
  • Мессианство - "чрезвычайная" роль ОУН и ее лидеров в переломный момент истории;
  • Идеализм, волюнтаризм (воля вопреки разуму);
  • Вождизм – Глава Проводу українських націоналістів (ПУН) провозглашается Вождем Нации, который несет ответственность лишь «перед Богом, Нацией и собственной совестью»;
  • Верховенство интересов нации над всеми другими;
  • Этатистский патернализм – государство должно полностью контролировать и опекать индивидов, предприятия, организации и т.д.;
  • Федерализм;
  • Антиинтеллектуализм.

Эти черты, согласно Дж. Амстронгу, были общими для националистических движений Европы тех времен и являются для ОУН в большей степени "скопированными" с других. В то же самое время ОУН имела на вооружении и некоторые либерально-демократические ценности - даже самые радикальные группы проявляли уважение к индивидуальному выбору, правам женщин или например праву на образование.



Про идеологию ОУН из документов самой ОУН
                           

Если в качестве источников информации мы берем документы самой ОУН - начинать следует с так называемого Великого Конгресса в Вене 1929 г., когда и была создана организация. На Конгрессе было много дискуссий про мировоззренческие основы ОУН, но к серьезным разногласиям так и не дошло и решение было принято консенсусом.

Первые програмные документы были достаточно аморфными и декларативными, что облегчало процесс объединения под крышей организации членов с различными взглядами на конкретные вопросы. Большая четкость в программных основах появляется в конце 30-х гг., что было обусловлено расколом организации, ухудшением польско-украинских отношений, трагическими событиями в УССР и началом  ІІ Мировой войны. 
Более конкретные и радикальные программы были написаны отдельно Мельниковцами в 1939 г. и Бандеровцами в 1941 г. Глубоких идеологических расхождений между двумя программами нет, но:
  • постановления ОУН(Б) были менее декларативными и были более практически ориентированными;
  • у Бандеровцев также шла речь о “революції в московській імперії СРСР” под девизом “Свобода народам і людині!”, когда Мельниковцы ограничивались территорией Волыни и Восточной Галиции.

Могила Е. Коновальца, где несмотря на идеологический раскол собирались украинские националисты. На фото Я. Стецько, С. Ленкавский, С. Бандера, А. Мельник.


В сентябре 1939 г., Вильгельм Канарис, глава немецкой военной разведки (Абвер), сообщил лидеру ОУН А. Мельнику (тогда еще единой ОУН), что на территории Волыни и Восточной Галиции может быть создано Украинское государство под протекторатом Третьего Рейха (один из трех вариантов нацистов по разделу Польши), так как "...СРСР, вероятно, не нападет на Польшу с Востока". Достаточно быстрыми темпами А. Мельник разработал состав Правительства, а Николай Сциборский написал проект Конституции, в которой в частности отмечалось, что Украина должна быть тоталитарным государством с Вождем:



1.09.1939 Германия нападает на Польшу. СССР делает тоже самое 17.09.1939 и занимает территорию Восточной Польши, чем разбивает планы ОУН на Украинское государство на этих землях. Конституция Сциборского теряет актуальность.

И наконец-таки изменения  в идеологии ОУН(Б) произошли на Третьем Чрезвычайном Великом Сборе, когда ОУН(Б) эволюционировала от тоталитарного национализма к более демократическому. Лозунг “Україна для українців” был изменен на “Воля народам, воля людині”. “Мы боремся не с извечными врагами - москалями, а с большевизмом”. Этот тезис не стоит воспринимать как признание в симпатиях к россиянам, но тем не менее акценты в ОУН(Б) были расставлены иначе. 
В организационном смысле изменения в ОУН(Б) произошли еще и в том, что в следствии смягчения позиции ОУН(Б) от нее откололись так званые “двійкарі”, выступавшие за продолжение жесткой линии.



Итак, если подвести итоги, как можно охарактеризовать идеологию ОУН(Б)? 

Сразу же стоит вспомнить, что в программе ОУН(Б) произошли минимум 2 важных изменения:

  • 1941 р. - радикализация программы
  • 1943 р. - переход от тоталитарного национализма к более умеренному

В целом же идеологию ОУН можн подытожить следующим образом:

  • Главная цель – создание Украинского соборного государства;
  • Нация – наивысшая ценность;
  • Тотальное политическое доминирование ОУН – другие политические партии и движения были под запретом; 
  • Тоталитаризм, антипарламентаризм и отбрасывание идей демократии;
  • Милитаризм и культ действия, войны и насилия;
  • Коллективизм – личность уходит на второй план;
  • Традиционализм - огромное внимание уделяется культурным, историческим и религиозным корням;
  • Идеализм, волюнтаризм (воля вопреки разуму);
  • Вождизм – Глава Проводу українських націоналістів (ПУН) провозглашается Вождем Нации;
  • Интересы нации первичны;
  • Этатистский патернализм – государство должно полностью контроллировать и опекать индивидов, предприятия, организации и т.д.

Так в какой же мере мы можем приравнивать украинский национализм к итальянскому фашизму и немецкому национал-социализму?

Во-первых, следует отметить, что практика называть ОУН фашистской партией была распространена не только в подконтрольном СССР пространстве. Так например противники или конкуренты ОУН в эмиграции, например Украинская национал-демократическая партия (УНДО), характеризировала ОУН как партию "фашистского покроя".

В СССР же причиной накидывания ярлыка фашизма была цель дискредитировать деятельность организации и запятнать идею создания независимой Украины. К тому же "украинскими фашистами" называли  не только "украинских буржуазных националистов", а также и отступников из КП(б)У.

Сама ОУН также делала определенные шаги, которые давали СССР лишний повод заговорить про "фашистский характер" это организации - украинские националисты пытались наладить связи с Б. Муссолини, чтобы убедить его передать мандат на Восточную Галицию не Польше, а Италии. Идеи ОУН шли в фарватере тогдашних политических процессов - формировались под влиянием деятельности фашистских партий стран Европы. Кроме того следует вспомнить сотрудничество ОУН с Абвером и немецкой оккупационной администрацией в 1939-1941 гг. Но с другой стороны, успехи СССР в сотрудничестве с Третьим Рейхом были в десятки раз большими и стали причиной огромного количества жертв.


Пример советской пропаганды "Верте мне, я против немцев. С.Бандера"

 «Кстати, немецкий национал-социализм и итальянский фашизм хотя и похожие, но все-таки безоговорочно разные идеологии. Тем не менее Сталину не нравилось, что Гитлер эксплуатирует термин "социализм", поэтому "национал-социализм" по приказу всегда и везде заменялся на "фашизм", что и закрепилось в сознании особенно старшего поколения»
Во-вторых, очевидно, что существует ряд похожих черт между идеологиями украинского национализма и итальянских фашистов, национал-социалистов а также других праворадикальных движений и режимов. Но наличие схожых черт не является основанием для приравнивания движений или режимов. Так например сотрудничество между СССР и Третьим Рейхом до 1941 г. и ,например, совместное нападение на Польшу а также наличие в обеих государствах тоталитарных систем, жесткой однопартийности и вождизма не можно использовать для  отождествления этих двух режимов, хотя и вопреки большему количеству общих черт. 

Во-третих, следует сказать, что в идеологию ОУН не входили расовые теории и идеи уничтожения "худших рас" (хотя определенные элементы расизма и антисеметизма были) так же как и империалистических и экспансионистских идей, которые были характерны не только итальянскому фашизму, немецкому нацонал-социализму, но и советскому большевизму.

«Что интересно, Е. Коновалец, первый лидер ОУН, характеризировал идеологию ОУН как “украинский шинфейнизм” – от названия ирландской партии Шинн Фейн (политическое крыло Ирландской Республиканской Армии). Другими словами - “левый национализм”:  идея государственного регулирования рынка, антиимпериализм, отсутствие расовых теорий, социальное равенство при национальном единстве»
И наконец таки проблема сравнения ОУН с фашизмом состоит в том, что итальянский фашизм и немецкий национал-социализм являются одновременно и идеологиями и тоталитарными режимами, а большое количество критериев принадлежности того или иного режима к фашизму - практические, то есть делать выводы следует не только по заявленным целям, но и по выполненным на практике действиям. Так, например, милитаризм проявляется не только в культе насилия и войны, но и в захвате чужих территорий. А так как ОУН так и не смогла создать независимую Украину, мы просто не можем оценить украинский национализм как политический режим. К тому же если брать за основу именно внешние признаки, то с таким самым успехом можно будет найти определенные схожести между ОУН и советским тоталитарным режимом в 1930-х гг.

Итак, мы можем назвать ОУН(Б) политическим движением, которое имеет с фашизмом определенные общие черты, если брать за основу научное определение фашизма, а не искаженное советское. В то же самое время идеология ОУН не является фашистской из-за наличия принципиальных отличий украинского национализма с итальянским фашизмом и тем более немецким национал-социализмом. 

ОУН - это продукт своего времени, а фашизм - намного более сложное явление, чем его представляет пропаганда.


Если Вам интересно - можете прочитать листовку "Програмові засади УПА". НО: следует принимать во внимание, что это документ пропагандистского характера и не существует гарантий того, что практические шаги соответствовали бы заявленым целям.  





Возможно Вам также будет интересна наша статья

Западная Украина и русские: запутанная история

"10 фактов про УПА, которые Вы могли не знать"

Авторы:

Василь Михайлишин
Артем Давиденко

Источники:


  1. Георгій Касьянов, "До питання про ідеологію Організації українських націоналістів" http://www.istpravda.com.ua/research/2012/01/16/55531/
  2. Дмитро Шурхало, "Міфи Другої світової війни", Львів, 2011
  3. Володимир Сергійчук, "ОУН-УПА в роки війни. Нові матеріали і документи", Київ, 1996
  4. Організація українських націоналістів та Українська повстанча армія: Фаховий висновок робочої групи істориків при Урядовій комісії з вивчення діяльності ОУН і УПА, Київ, 2005 http://history.org.ua/LiberUA/Book/Oun/14.pdf


Немає коментарів:

Дописати коментар